Главная / Дополнительные материалы / Состояние воспитания нравственной культуры старшеклассников школ-интернатов
Размер: 2.5 мб Формат: PDF

Состояние воспитания нравственной культуры старшеклассников школ-интернатов

Состояние воспитания нравственной культуры старшеклассников школ-интернатовСодействие усвоению подрастающим поколениям знаний о взаимоотношениях полов, формирование культуры полового поведения и потребностей руководствоваться в отношениях с лицами противоположного пола нормами морали - одна из основных задач современной школы. Достижение социальной зрелости личности, способности строить свою жизнь в соответствии с правовыми и моральными нормами, принятыми в обществе, требует соответствующего уровня половой культуры человека.

Исследования подтверждают, что именно в период раннего юношества происходит развитие самосознания и актуализируется стремление к самостоятельности и самопознанию, что является наиболее благоприятным для повышения уровня нравственной воспитанности. Уровень половой культуры личности отображается в поло-ролевом поведении, способности к построению межполовых отношений, которые соответствуют возрастным особенностям индивида и нормам, принятым в обществе. Регламентируют половое поведение человека ценностные ориентации, осознание личностью мотивов, установок, нравственных потребностей, знаний, целей, связанных с половой принадлежностью человека, основой которых является гуманистические и нравственные нормы общества. Системный подход к воспитанию половой культуры старшеклассников школ-интернатов требует выяснения состояния воспитанности учащихся. Соответствующая диагностика уровня воспитанности нравственной культуры старшеклассников школ-интернатов осуществлялась с помощью комплекса взаимосвязанных методов: анкетирование, опрос, беседы, ранжирование, тестирования, создание проблемных ситуаций, изучение документальных материалов, целенаправленное педагогическое наблюдение и др. Учитывая возрастные особенности исследуемой категории учащихся, было определено компоненты половой культуры старшеклассников, которые выступают индикаторами уровня сформированности нравственной воспитанности. Воспитание нравственной культуры у старшеклассников школ-интернатов предусматривает в первую очередь развитие когнитивного компонента, а именно характерной системы знаний, представлений о себе как о человеке определенного пола, знание принятых в обществе образцов поведения, осознанной потребности в счастливой супружеской жизни. К эмоционально-ценностному компоненту половой культуры старшеклассников входят такие элементы: ценностные ориентации, осознанное переживание своей половой роли, гармония с социокультурными нормами, наличие реально действующих мотивов выбора партнера и создания брака. Поведенческий компонент представлен адекватным поло-ролевым поведением. На основе теоретического анализа и в результате обработки психолого-педагогической литературы приходим к выводу, что воспитание половой культуры обусловлено влиянием семьи, педагогического взаимодействия между учителями и учениками, учебно-методической литературы, средой сверстников и средств массовой культуры. 52,5% учеников об отношениях между мужчиной и женщиной узнали от друзей и столько же от родителей. Но при этом от родителей получали эту информацию 65,5% девушек и только около 45% ребят. Соответственно большее количество ребят получали подобную информацию от друзей. Такие данные дают основание сделать вывод, что родители уделяют больше внимания девушкам по воспитанию нравственной культуры. Это может быть обусловлено особенностями физиологического развития девушки, что требует больше внимания и информации от родителей.

По литературе получили информацию чуть больше 24% учащихся (количество парней и девушек примерно одинаково), около 50% из теле - и видеоисточников (на 2,7% девушек больше пользуются этим источником). Наименьшее влияние на воспитание половой культуры старшеклассников, по результатам исследования принадлежит учителям и воспитателям - 24,5%. Опрос педагогов подтвердил, что в большинстве случаев мероприятия по вопросам полового просвещения и воспитания не планируются и не проводятся. В некоторых интернатах эта роль отводится общественным организациям, которые сотрудничают и учебными заведениями. В обсуждении вопросов о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной старшеклассники предпочитают друзей - почти 86%. Такой показатель соответствует особенностям возрастного развития учащихся. Обсуждать такие вопросы с родителями могут около 41% учащихся, при этом среди юношей этот показатель составляет почти 35%, среди девушек - более 51%. Таким образом, мы еще раз получаем подтверждение того факта, что между родителями и девушками складываются более доверительные отношения. Предполагают разговоры на соответствующие темы с учителем или воспитателем чуть более 10% учащихся, из них - 8,1% ребят, 13,7% девушек. У учащихся школ-интернатов, находящихся в учреждениях больше времени, чем в семье, этот показатель может быть выше. Ни с кем не желают обсуждать такие вопросы 10, 2% ребят. Высокий уровень половой культуры предполагает наличие определенных знаний о сохранении собственного здоровья и ценностного отношения к себе как представителю определенного пола. Исследование показало, что наиболее эффективным средством предупреждения заболеваний, передаваемых половым путем и ВИЧ, более 75% учащихся считают использование презервативов (почти 80% ребят и 69% девушек). Такое мнение ошибочно и свидетельствует о низком уровне разъяснительной работы среди старшеклассников школ-интернатов и высоком уровне воздействия рекламы на сознание подрастающего поколения.

Яндекс.Метрика