Главная / Дополнительные материалы / Формирование экологической культуры школьников
Размер: 3.7 мб Формат: PDF

Формирование экологической культуры школьников

Формирование экологической культуры школьниковКультура экологического поведения, учитывая анализ научных источников - это способ организации жизнедеятельности человека, представленный совокупностью знаний, норм и правил поведения, ценностных ориентаций личности, отвечающих требованиям устойчивого развития и проявляющихся в непосредственном и опосредованном взаимодействии с природой. Культура экологического поведения отслеживается в:

  • системе ценностей, общих для людей представлений об образе жизни, которые способствуют сохранению и воспроизводству природы;
  • коллективной памяти народа относительно бережного отношения к объектам природы;
  • совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной, духовной сфере, обеспечивающих гармоничное сосуществование человека и природы;
  • организации повседневной жизнедеятельности с позиции экологической целесообразности.

Самый высокий уровень экологической культуры поведения подчинен принципу экологического императива, который регулирует отношение человека к природе, его поведение, деятельность в природе и требует исключения любой возможности разрушения природы. Культура экологического поведения проявляется в ежедневной деятельности каждого человека в соответствии с социальной роли, рода деятельности, профессии и т.д. Следовательно, различные сферы жизни человека: этническая, семейная, образовательная, духовная и т.д имеют свою экологическую составляющую. Культура экологического поведения школьников проявляется в их повседневно-бытовой деятельности, практической реализации своих образовательных влечений, интересов и установок взрослых. Фактически является составной частью культуры повседневности.

Культуру повседневности ученые рассматривают как такую, которая включает как минимум два способа жизни: домашний и общественный. человек часто не осознает (или осознает частично) две сферы мотивации:

  • автоматизированные, которые в готовом виде усвоены и закреплены длительной практикой элементы поведения;
  • общую направленность своей личности, основные потребности, интересы, над которыми человек недостаточно задумывается.

Следовательно, с целью формирования экологической культуры поведения школьников необходимо, во-первых, обратить внимание на бытовые привычки учащихся, их непосредственное и опосредованное влияние на природу. Ведь бытовое поведение происходит в основном автоматически на уровне привычных действий. Во-вторых, важно сориентировать школьников на осознание и оценку своего поведения в отношении природы. Такое направление воспитательного процесса наиболее эффективное в подростковом возрасте, когда развивается самосознание, выдвигаются новые требования к своей личности, нормам и правилам поведения, принципам жизни. Подростки пытаются формировать себя, сравнивая чужие и свои действия, поступки. Однако саморазвитие начинается тогда, когда более-менее осознанно относятся цели относительно собственного самосовершенствования.

Яндекс.Метрика